top of page

На «аварийке»: так в Израиле собирают помощь Украине


Фото: Дарья Гершберг

Я всегда злюсь, когда кто-то останавливает машину, перекрывая полосу, включает габаритные огни - "аварийку", и идет, скажем, в магазин. На днях я сама стала таким человеком: моя машина несколько часов стояла на одной из улиц Хайфы, ожидая загрузки гуманитарной помощью для Украины. В теплых мирных сумерках мигала моя «аварийка». А мы с волонтерами благотворительного фонда Israeli Friends of Ukraine сортировали и паковали ящики, чтобы перевезти их в центр сбора в Кирьят-Моцкин, откуда они потом фурой отправились в Тель-Авив. Во дворе частного дома стоял стол. Во двор из кладовки выносили пакеты и пакетики, коробки и ящики, в которых навалом, врассыпную - детское питание, памперсы, лекарства... Маленькая плюшевая игрушка в ящике с сухими смесями для детей до года, и рядом – хирургические ножницы, системы для капельниц, противоожоговые мази, перевязочные средства, стандартные военные перевязочные пакеты... Одна из волонтерок – медсестра. Я показываю ей все непонятное, и она отвечает: «это физраствор, в ящик с жидкостями». «О, «Целокс» - это для остановки крови». «Система для инфузии, в ящик со шприцами». Через наши руки проходит то, что будет спасать жизни там, под бомбами, в Украине. И это происходит сейчас по всему Израилю. Упаковка шприцов. Еще один пакет с физраствором. Пакет лекарств, а в нем детский рисунок. Главное - не плакать. Волна по воде Группа Israeli Friends of Ukraine – одно из старейших волонтерских сообществ в Израиле, помогающих Украине. Она работает с 2014 года. Сейчас группа развернула сбор помощи по всему Израилю. Из нашей страны нельзя отправить в Украину никакие товары военного назначения – например, бронежилеты или каски. Но можно предметы медицинского назначения. МИД Украины передал Israeli Friends of Ukraine список необходимого. В нем медоборудование, лекарства, израильские бандажи, перевязочный материал, детское питание. Желающие могут купить все это и привезти на пункт сбора, либо пожертвовать деньги для централизованных закупок фонда.

Во многих городах Израиля развернули сейчас центры сбора такой помощи. Есть координаторы сбора по отдельным регионам: север, центр, юг – и по отдельным городам. Рядом со мной отвечает на очередной звонок Светлана Яшина, координатор сбора помощи по Хайфе. Улучив минуту, спрашиваю ее, давно ли она в волонтерском движении. «Я из Запорожья, в Израиле почти 30 лет, но в волонтерство пришла, как я считаю, позже, чем надо было – совсем недавно. Работала медсестрой в терапии 15 лет, потом ушла в медицинские клинические исследования. Сейчас занимаюсь доклиническими исследованиями в «Технионе», я – «мышиная медсестра» (смеется). По ее словам, желающих помочь все больше. Так расходится волна по воде. «Вначале отреагировали самые молодые, затем люди среднего возраста, а теперь вот начали звонить бабушки и дедушки», - говорит она. «Одна старушка сказала мне: "Я хочу передать помощь, но не могу спуститься и выйти в аптеку. Мне 85 лет, если я спущусь, то не уверена, что поднимусь обратно по лестнице. Приедьте, пожалуйста, и возьмите мои деньги". И дала 900 шекелей. Но это был исключительный случай: обычно мы наличные не берем, просим переводить деньги прямо на счет организации. Фонд закупает лекарства оптом, у поставщиков, там ваши 100 шекелей превратятся в 300». По словам Светланы, много помощи предлагают ивритоязычные израильтяне. «У меня на работе люди откликнулись на призыв – и для нас в «Технионе» буквально опустошили склад с прекрасными кардиологическими устройствами для реанимации, медицинскими приборами, которые применяются в исследованиях, но их можно использовать и для лечения». Наш разговор прерывает очередной звонок, и Света перечисляет, что стоит закупить и привезти. А потом в ответ на мой вопрос, успевает ли она видеться с семьей, говорит: «Мои дети вчера купили за свои карманные деньги сухое детское питание, принесли и сказали: мама, мы тоже хотим помочь украинцам!»

Сердце и Звезда Давида На улице темнеет, скоро мы с другим волонтером, Дмитрием, отправимся в Кирьят-Моцкин. Двумя машинами мы повезем гуманитарную помощь из Хайфы на большой склад, устроенный на первом этаже элитной многоэтажки. Оттуда груз завтра на большой фуре «уедет» в Тель-Авив. Под мигание «аварийки» загружаем наши машины – мою легковушку и микроавтобус Дмитрия – ящиками под потолок. Уже темнеет, а груз нужно доставить до 21:00, пока открыт склад. Дмитрий приехал в Израиль из Запорожья, у него бизнес по починке велосипедов. Он не дает мне таскать тяжелое, грузит ящики сам. Последние коробки мы сортируем уже прямо на тротуаре. В процессе подходят люди и приносят новые и новые пакеты и мешки. Скромно одетая пара приносит упаковку шприцов. «Мы из Молдовы, передайте привет Украине». У тротуара бесшумно останавливается «Тесла» - я разгибаюсь и на секунду застываю: впервые вижу эту модель в синем цвете. Из «Теслы» выходит молодой парень, на заднем сидении – малыш в детском кресле. Парень вручает мне большой пакет с лекарствами и уезжает. Упаковка почти закончена, я беру маркер и пишу на коробке: «Держитесь! Мы вас любим». Рисую рядом сердце и Звезду Давида. Через полчаса наши обе машины загружены ящиками под потолок. На переднем сидении – тоже коробки. Я понимаю, что придется ехать по темноте без зеркала заднего вида. «Ничего, - говорит мне второй водитель, Дмитрий. – Выглядывай подальше в боковые зеркала. Поедем колонной. Держись за мной». Отправляемся. В Кирьят-Моцкине главный склад открыт на первом этаже шикарной многоэтажки. Картонные коробки с помощью – штабелями до потолка, здесь не меньше пары тонн. Наши машины разгружают за считанные минуты. Волонтеры деловито сортируют ящики, распечатывают на принтере списки содержимого и наклеивают прямо на коробки. Логистика отработана, как в высокотехнологическом бизнесе.

Помогают и евреи, и арабы Руслана Масловски, координатор по северу Израиля, - владелица интернет-магазина детских книжек на русском языке, а ее муж руководит инженерным отделом в крупной зарубежной компании. Сначала супруги складывали всю привезенную помощь прямо в своей кввартире, потом заняли комнату клуба жильцов в своем здании, но сейчас ищут новое помещение – «настоящий» склад. Руслана - уроженка Днепропетровска. Ее родители перед войной были у нее в гостях и улетели домой за 3 дня до вторжения. “Они знали куда летят, но остаться не смогли, потому что в Днепре оставались 90-летние родители моего отца и другие родственники, , рассказывает она. - Родители сказали: «Это наша земля, наш дом» - и улетели. Переехали за город, устроили в селе школу для детей-беженцев из Харькова, вместе с местным священником», - рассказывает она. Мы сидим в огромной квартире Русланы и ее мужа. Рядом играют их двое младших детей, и под их щебет и требования: «мама, я хочу порисовать на планшете!» - Руслана рассказывает, как она стала координатором сбора по всему северу Израиля. «Я еще и координатор русской хайфской реформистской общины «Шират Ям ха-Кармель». У нас в общине есть мамы, чьи взрослые дети находятся в Харькове, организуют эвакуацию, волонтерят и так далее. И вот на третий день я увидела сообщения сообщества «Израильские друзья Украины» и поняла, что на севере Израиля все еще некому координировать сбор помощи. Я до сих в таких проектах не участвовала, но подумала: почему не я?» По ее словам, список нужного медоборудования, полученный от МИД Украины, очень специфичен. Многое сложно купить, например, мединструменты. Но помощь приходит, откуда не ждали. «Вчера наша волонтерка насобирала на работе тысячу шекелей, приехала в аптеку «Суперфарма» в Кирьят-Яме. Читает список продавцу, а он этот список уже знают наизусть. Выходит заведующий, араб, спрашивает: в Украину помощь? На все 50% скидка, закупайте в двойном количестве. Возле Кармиэля, в арабском поселке, та же история. Хозяин специализированного медицинского магазина не берет с нас НДС, идет навстречу, дает огромные скидки». «Я очень ждала помощи врачей, но пока не получила. Мне звонили врачи-частники – но пока никто ничего специализированного не привез», - признается Руслана. «Сегодня у меня случился просто разрыв души. Мне позвонил человек и сказал, что привез помощь, но не может найти наш дом. Я вышла встретить его, но никого не вижу из-за машин. Оказалось, что он приехал не на машине, а просто на инвалидной коляске. Мужчина лет 40-ка, родом из Санкт-Петербурга. У него в руках были пакеты с памперсами, в рюкзаке за спиной – тоже памперсы, я доставала их, потому что он был не в состоянии сам их достать. Он взял у меня координаты фонда и при мне еще перечислил 700 шекелей. А я стою и плачу. Извиняюсь перед ним – и реву», - делится она.

Тель-Авив: Очередная партия гумманитарной помощи перед отправкой в Украину. Фото: "Израильские друзья Украины"

Еще один пример помощи: Руслане позвонил работник израильского завода, производящего антисептики. «Он пошел к ивритоязычному руководству, попросил помощи. Короче говоря, к ним уже едет фура – завод бесплатно отгрузит нам свою продукцию», - рассказывает волонтерка. С волонтерами связываются из израильских школ и мэрий городов, там тоже собирают помощь и передают в Украину.

Расплачиваться - детям? Руслана рассказывает, что ее старшая дочь, которая учится в престижной школе и живет в интернате (пнимие) на севере страны (название есть в редакции «Деталей»), столкнулась с травлей со стороны русских соседей по интернату. Девочке почти 15 лет, у нее в Киеве остались друзья. Она опубликовала пост в поддержку Украины – и ее начали травить. «В школе все в порядке, там ивритоязычные дети, отличные ребята, все очень интеллигентные. А вот их поток в пнимие – 20 человек, устроили ей буллинг. Все дети, даже из Казахастана, как только видели мою дочь, начинали кричать: «Да мы русские, мы вас (украинцев) расхреначим». Оскорбляли ее, угрожали. Они сильные, они мальчишки, их большинство. Русскоязычная воспитательница самоустранилась, когда я ей написала и потребовала разобраться: ответила, что она «вне политики» и перестала отвечать на мои звонки». Руслане пришлось обратиться к русскоязычному работнику мэрии Кирьят-Моцкина – он позвонил руководству школы и интерната и потребовал прекратить травлю, пригрозив приехать в интернат с полицией. Только это возымело действие. Нам также рассказали, что в одном из городов севера публикации и сборе помощи не удается публиковать в местных фейсбук-группах: якобы, их блокирует пророссийски настроенный заместитель мэра. Есть и другая проблема, продолжает рассказывать Руслана. «У моей дочери в школе около 300 русскоязычных детей, приехавших учиться по программе «Наале». 100 из них – из Украины. Они здесь одни, их родители – в Киеве, Харькове. У детей по три дня нет с ними связи. Эти дети нуждаются в помощи. Я сказала своей дочке пойти к директору интерната и предложить – давай, я им хоть борща наварю, вареников налеплю? Очень надеюсь, что им уже начали предоставлятьпсихологическую помощь. Эти дети должны почувствовать, что в Израиле они – дома». Я уезжаю из Кирьят-Моцкина поздно вечером. Ловлю себя на том, что по уже приобретенной привычке почти не смотрю в зеркало заднего вида – только вперед, на габаритные огни ведущей машины. Иногда так надо – просто держаться. Двигаться вперед и останавливаться, чтобы сделать то, что можешь. Даже если на "аварийке".

P.S. По состоянию на 8 марта в Израиле собраны уже десятки, если не сотни тонн гуманитарной помощи, сообщила "Деталям" Анна Жарова - основатель организации Israeli Friends of Ukraine. Грузы из Израиля летят в Польшу или Румынию, и оттуда следуют в Украину наземным транспортом. "Сбор гуманитарной помощи идет по всему Израилю, собирает не только наша группа, но и другие инициативы, школы, мэрии, бизнесы – это уже целое движение. Нам предлагают помощь крупные компании - например, одежный бренд Delta, лидеры израильского хайтека - Wix, Monday, больничная касса "Клалит". Сейчас организация пытается арендовать отдельный самолет для доставки своих грузов - ведутся переговоры с авиакомпанией "Эль-Аль". Часть грузов - с самым востребованным и редким медоборудованием - удалось отправить самолетами, арендованными "Сохнутом" и "Джойнтом" для вывоза репатриантов, а также с представителями организации "Ихуд ацала". "Сейчас мы ищем способы как можно быстрее доставить помощь до получателей – не просто в логистические хабы, но по конкретным адресам в Украине. Мы уже простроили такую сеть, у нас есть волонтеры на местах в Украине", - говорит Анна.

Дарья Гершберг, "Детали". Фото: Дарья Гершберг

470 просмотров1 комментарий

Недавние посты

Смотреть все

STAND WITH UKRAINE

bottom of page